RU
2

Export support in 2018

717.3 billion rubles
the total limit of liability for accepted insurance obligations
$17.1 billion
the total amount of insurance support provided
364
exporters supported, including 348 exporters from 55 constituent entities of the Russian Federation and 16 foreign trade houses of Russian exporters
40 %
of customers are small and medium-sized enterprises
The number of exporters-EXIAR’s customer has more than doubled in 2016-2018

In 2018, the Agency contributed a lot to the development of non-resource exports, acting as a center within the REC Group for introducing insurance support mechanisms. Significant growth in the volume of insurance support is observed against the expansion of the exporter base and risk diversification while ensuring a significant level of financial stability.

As of January 1, 2019, the total volume of insurance support amounted to $17.1 billion, which was 14% higher than the target value for 2018. The number of supported exporters also exceeded the targets, having reached 364 companies by the end of 2018.

The positive experience in doing business, financial stability and readiness for continuous improvement make the Agency a reliable partner for Russian exporters. EXIAR is an active participant of conferences, business missions and other events, which has a positive effect on brand recognition and the Agency’s understanding of the customer needs.

The dynamics of the volume of insurance support and the number of exporters supported over the past few years demonstrates a steady upward trend, namely, the average annual growth is about 38%. In 2018, the volume of support increased by more than 2.5 times as compared to that of 2015. The number of exporters supported demonstrates a similar trend, which also speaks for the Agency’s growing scope of operations. The number of EXIAR customers more than doubled over the past three years.

Figure 1
Dynamics of the volume of insurance support and the number of exporters supported
20152016201720181692543123646.68.713.117.1
  • Volume of insurance, $ bln.
  • Number of exporters, who received export support

The geography of exporters supported by the Agency speaks for wide territorial and sectoral coverage. The support was provided to 348 exporters from 55 constituent entities of the Russian Federation, as well as 16 Russian trading houses abroad, 40% of which were represented by SMEs.

As of January 1, 2019, the total liability limit under the accepted insurance obligations amounted to 717.3 billion rubles.

The CIS, Latin America and Western Europe are the leading regions in terms of credit risk accepted by EXIAR.

Figure 2
Liability structure under the accepted obligations by regions
5%10%15%20%25%Pacific basin countriesand AustraliaCISLatinAmericaWesternEuropeRussiaAsiaEasternEuropeAfricaNorthAmerica
  • as of 01.01.20188
  • as of 01.01.2019

In the reporting period, the industry structure remained the same as at the end of 2017: the leading industries in terms of the volume of liability under the accepted obligations were engineering industry, chemical industry and metal industry.

Figure 3
Liability structure under the accepted obligation by industries
5%15%20%25%EngineeringproductsMetalproductsFoodServices andworksTimber andpaper productsFuelOtherindustriesChemicalproducts
  • as of 01.01.2018
  • as of 01.01.2019

The deal with ChTPZ Group is the example of the most successful deals concluded in 2018. The Agency provided insurance that covered the supply of pipe products to the CIS countries. This is the first export insurance contract executed by ChTPZ Group, however, negotiations are already underway to expand the cooperation between the industry leader and the REC group and, in particular, with EXIAR.

In early 2018, EXIAR and Valenta Pharm entered into a short-term receivables insurance agreement. Under the terms of the agreement, EXIAR covers the risks of supply of Russian pharmaceutical products to the CIS countries. This type of financial support is traditionally in demand by companies entering foreign markets as it minimizes the risk of non-payment by foreign buyers.

In June 2018, EXIAR and Bolivia's Ministry of Hydrocarbons and Energy concluded a Memorandum of Understanding on raising funds to supply gas-powered vehicles. Thanks to Agency support, new opportunities are being created to promote the products of leading Russian motor vehicle manufacturers on the Bolivian market.

2.1

EXIAR JSC product line

EXIAR offers a wide range of specialized insurance products developed in accordance with the specifics and needs of export market participants. The Agency cooperates with companies of various sizes and business profiles, including SMEs, major corporations, state-supported companies. Agency’s main customers/partners:

  • Russian exporting enterprises;
  • Russian and foreign financial organizations, which provide credits/loans to exporters or their buyers (buyers’ banks) or serve foreign trade operations of exporters;
  • Foreign ECAs and private commercial credit insurers - in terms of facilitating risk assessment, risk sharing through reinsurance, transaction- and customer-related information sharing, possible loss settlement.
Figure 4
Agency’s product line
Products for banks and financial organizations
  • Confirmed credit insurance
    Insurance coverage applies to letters of credit confirmed by the insured bank provided by foreign issuing banks to pay for export deliveries.
  • Buyer’s credit insurance
    Insurance coverage is provided to both Russian and foreign banks in relation to loans issued to foreign customers to acquire Russian export products.
  • Export factoring insurance
    Insurance covers credit risks of an agency, to which an exporter ceded its rights for receivables under export contracts subject to deferred payment.
  • Exporter's working capital credit insurance
    Insurance is provided in respect of loans for replenishment of working capital of exporters, including secured by receivables under export contracts
  • Export-oriented production credit insurance
    The insurance product is used to protect a commercial bank against the risk of non-repayment of the loan provided as part of an investment project to create new or expand existing export-oriented production in the Russian Federation for the purchase of goods, works and services of Russian suppliers.
  • International leasing insurance
    The insurance product is used to a lessor against the risk of non-payment by a foreign buyer under a leasing agreement for the supply of Russian goods by an exporter.
Products for exporters
  • Supplier’s credit insurance
    The product is used to protect Russian exporters (and financing banks) against the risk of non-payment by a foreign buyer. Coverage applies to a single delivery made on a deferred payment basis.
  • Short-term receivables insurance
    The insurance product is used to protect Russian companies (and financing banks) against the risk of non-payment by a foreign buyer. Insurance coverage applies to regular deliveries of homogeneous goods carried out on a deferred payment basis (no more than 360 days) to regular customers abroad.
Insurance of Russian investments abroad
  • Investment insurance
    The product is used to protect Russian investors against the risk of loss of investment as a result of political events. Insurance coverage applies to investments made abroad, both in the form of capital investments and equity loans.
Figure 5
Structure of insurance-related requests in 2018, by products
34 %30 %14 %11 %8 %2 %1 %
  • Short-term receivables insurance
  • Buyer’s credit insurance
  • Exporter's working capital credit insurance
  • Export factoring insurance
  • Supplier’s credit insurance
  • Confirmed credit insurance
  • Export-oriented production credit insurance
  • International leasing insurance

The short-term receivables insurance product primarily attracts the companies that regularly deliver goods to foreign counterparties on a deferred payment term of up to a year:

  • Russian manufacturers with extensive experience in export activities, in particular, carried out through their own foreign trading houses;
  • international companies with production facilities in Russia, expanding the geography of supply of Made-in-Russia goods (international manufacturers of motor vehicles, tires, household appliances, and other goods, which have local production facilities are among the Agency’s customers);
  • newbies in export activity.

In 2018, short-term receivables insurance products were used by exporters from various industries: metallurgical, chemical, including fertilizer industry, agricultural, engineering.

The past year is characterized by growing demand for the said insurance product on the part of food and beverage producers. The same is with the exporters of pipe and hardware products, as well as timber products. The geography of supplies declared by exporters, which use short-term receivables insurance product, remains diverse and include Europe, Latin America, the CIS, Asia and Africa.

In 2018, the Agency updated the principles and conditions for using the confirmed credit insurance product, which allowed to attract a wider range of customers. Over the past year, the Agency received the requests for this product from almost all major banks. Thanks to the revised approach to product utilization, the first comprehensive confirmed credit insurance agreements were concluded in December 2018.

It is also worth noting the increased interest in export factoring insurance product on the part of Russian banks. In 2018, 5 new credit organizations addressed with requests for this product. The Agency and its customers are currently agreeing on insurance conditions. Insurance contracts for the new calendar year were concluded with regular policyholders. The first export factoring insurance contract was also concluded with EXIMBANK OF RUSSIA

2.2

SME support

Small and medium-sized enterprises are very important for the development of the national economy. EXIAR pays great attention to the tools to support SME exporters.

At the end of 2018, the Agency developed and approved a new version of the credit insurance program for the banks that provide loans to small exporters to fulfill export contracts. Moreover, in the same year, it was decided to expand the product line for SMEs to reach exporters who need credit and insurance support to approach foreign markets. The main objective of this initiative is to maintain a balanced approach while considering the interests of the parties involved and maintaining a transparent system for project risk assessment and control.

Export-oriented SMEs support will remain the preferred area of activities for the Agency in 2019. The Agency has been tasked with developing a new insurance product “Portfolio Credit Insurance”, which main parameters will be outlined jointly with potential banks-insurers by the end of 2019.

As a result of the introduction of the new product, an insured and an exporter will get the insurance product with fully transparent final conditions and reduced time for deciding about insurance coverage. These facts directly impact the satisfaction of banks and exporters.

EN
2

Поддержка экспорта в 2018 году

717,3 млрд руб.
общий объем лимита ответственности по принятым страховым обязательствам
17,1 млрд долл. США
совокупный объем предоставленной страховой поддержки
364 компании
количество поддержанных экспортеров. Из них: 348 экспортеров из 55 субъектов Российской Федерации, 16 зарубежных торговых домов российских экспортеров
40 %
клиентского портфеля — малые и средние предприятия
Более чем в 2 раза выросло количество экспортеров, ставшими клиентами ЭКСАР за 2016-2018.

В 2018 году Агентство внесло весомый вклад в развитие несырьевого экспорта России, выступая центром внедрения механизмов страховой поддержки в составе Группы РЭЦ. Существенный рост объемов оказанной страховой поддержки наблюдается на фоне расширения базы экспортеров и высокой диверсификации риска при обеспечении значительного уровня финансовой устойчивости.

Совокупный объем предоставленной страховой поддержки на 1 января 2019 г. составил 17,1 млрд долл. США, что на 14% превысило целевое значение на 2018 год. Количество поддержанных экспортеров, достигнув по итогам 2018 года 364 компании, также превысило целевые ориентиры текущего года.

Положительный опыт сотрудничества, финансовая устойчивость и готовность к постоянному совершенствованию делают Агентство надежным партнером российских экспортеров. ЭКСАР принимает активное участие в конференциях, бизнес-миссиях и других мероприятиях, что положительно сказывается на узнаваемости бренда и понимании Агентством потребностей клиентов.

Динамика объема оказанной страховой поддержки и количества поддержанных экспортеров на протяжении последних нескольких лет демонстрирует стабильный рост этих показателей: ежегодный прирост в среднем составляет около 38%; как итог, объемы поддержки в 2018 году выросли по отношению к показателям 2015 года более чем в 2,5 раза. Подобная динамика наблюдается и по показателю количества поддержанных экспортеров, что также является подтверждением роста масштабов деятельности Агентства. За три последних года количество экспортеров, ставших клиентами ЭКСАР, выросло более чем в 2 раза.

Рисунок 1
Динамика объема предоставленной страховой поддержки и количества поддержанных экспортеров
20152016201720181692543123646,68,713,117,1
  • Объем предоставленной страховой поддержки Объем предоставленной страховой поддержки Объем предоставленной страховой поддержки
  • Колическтво поддержаных экспортеров

География поддержанного экспорта демонстрирует широкий территориальный и отраслевой охват. Оказана помощь 348 экспортерам из 55 субъектов Российской Федерации, а также 16 зарубежным торговым домам российских экспортеров. Существенную долю занимает содействие предприятиям МСП – 40%.

Общий объем лимита ответственности по принятым страховым обязательствам на 1 января 2019 г. составляет 717,3 млрд руб.

Регионами-лидерами по объему принятых ЭКСАР кредитных рисков являются СНГ, Латинская Америка и Западная Европа.

Рисунок 2
Региональная структура ответственности по принятым обязательствам
5%10%15%20%25%Австралия иОкеанияСНГЛатинскаяамерикаЗападнаяЕвропаРоссияАзияВостоянаяЕвропаАфрикаСеыернаяАмерика
  • на 01.01.2018
  • на 01.01.2019

Отраслевая структура в отчетном периоде по сравнению с данными на конец 2017 года практически не изменилась: наибольшую долю занимают продукция машиностроения, химические товары и металлургия.

Рисунок 3
Отраслевая структура ответственности по принятым обязательствам
5%15%20%25%ПродукциямашиностроенияМеталлопродукцияПродовольствиеУслуги иработыЛесобумажныетоварыТопливоПрочиеотраслиХимическиетовары
  • на 01.01.2018
  • на 01.01.2019

Одним из успешных примеров развития сотрудничества в 2018 году стала сделка с Группой ЧТПЗ, в рамках которой Агентство застраховало поставки трубной продукции в страны СНГ. Это первая сделка по страхованию экспортных поставок для Группы ЧТПЗ, однако уже сейчас ведутся переговоры о расширении сотрудничества одного из лидеров отрасли группой РЭЦ в целом и ЭКСАР в частности.

В начале 2018 года ЭКСАР и компания «Валента Фарм» заключили договор страхования краткосрочной дебиторской задолженности. По условиям договора ЭКСАР покрывает риски поставок фармацевтической продукции российского производства в страны СНГ. Данный вид финансовой поддержки традиционно востребован компаниями, выходящими на внешние рынки, так как позволяет минимизировать риски неплатежа со стороны иностранных покупателей.

В июне 2018 года ЭКСАР и Министерство углеводородов Многонационального государства Боливия заключили Меморандум о взаимопонимании по привлечению финансирования по поставке техники на газомоторном топливе. Благодаря поддержке Агентства создаются новые возможности по продвижению на рынке Боливии продукции ведущих российских производителей автотранспортных средств.

2.1

Продуктовая линейка АО «ЭКСАР»

ЭКСАР предлагает широкую линейку специализированных страховых продуктов, сформированных в соответствии со спецификой и потребностями участников экспортной деятельности. Агентство сотрудничает с компаниями разной величины и профиля деятельности – от малых предприятий до крупных корпораций, в том числе государственных. Основными клиентами/партнерами Агентства являются:

  • российские предприятия-экспортеры;
  • российские и иностранные финансовые организации, участвующие в предоставлении кредитования/займов экспортерам или их покупателям (банкам покупателей) либо в обслуживании внешнеторговых операций экспортеров;
  • экспортные кредитные агентства других стран и частные коммерческие кредитные страховщики – в части содействия оценке рисков, разделения рисков посредством перестрахования, сотрудничества по обмену информацией о сделках, клиентах, содействия в урегулировании возможных убытков.
Рисунок 4
Продуктовая линейка Агентства
Продукты для банков и финансовых организаций
  • Страхование подтвержденного аккредитива
    Страховое покрытие распространяется на подтвержденные банком-страхователем аккредитивы, выставленные иностранными банками-эмитентами в целях оплаты экспортных поставок.
  • Страхование кредита покупателю
    Предоставление страховой защиты как российским, так и иностранным банкам в отношении кредитов иностранным покупателям на цели приобретения российской экспортной продукции.
  • Страхование экспортного факторинга
    Предоставление страхового покрытия в отношении кредитных рисков фактора, которому экспортеры уступили права на дебиторскую задолженность по экспортным контрактам с условием отсрочки оплаты.
  • Страхование кредита на пополнение оборотных средств экспортера
    Cтраховая защита предоставляется в отношении кредитов на пополнение оборотных средств экспортеров, в том числе под залог дебиторской задолженности по экспортным контрактам.
  • Страхование кредита на создание экспортно ориентированного производства
    Страховой продукт предназначен для защиты коммерческого банка от риска невозврата кредита, предоставляемого в рамках реализации инвестиционного проекта по созданию нового или расширению существующего экспортно ориентированного производства на территории Российской Федерации для целей приобретения товаров, работ и услуг российских поставщиков.
  • Страхование международного лизинга
    Страховая защита лизингодателя от риска неплатежа иностранного покупателя по договору лизинга на поставку российских товаров экспортером.
Продукты для экспортеров
  • Страхование кредита поставщика
    Продукт предназначен для защиты российских экспортеров (а также финансирующих их банков) от риска неплатежа иностранного покупателя. Покрытие распространяется на отдельные поставки, осуществляемые на условиях отсрочки платежа.
  • Страхование краткосрочной дебиторской задолженности
    Страховой продукт предназначен для защиты российских компаний (а также банков, предоставляющих им финансирование) от риска неплатежа иностранных покупателей. Страховое покрытие распространяется на регулярные поставки однородных товаров, осуществляемые на условиях отсрочки платежа (длительностью не более 360 дней) постоянным покупателям за рубежом.
Страхование российских инвестиций за рубежом
  • Страхование инвестиций
    Продукт предназначен для защиты российских инвесторов от риска утраты инвестиций в результате событий политического характера. Страховое покрытие распространяется на инвестиции, осуществленные за рубежом, как в форме вложений в капитал иностранных компаний, так и предоставленных в форме акционерных займов.
Рисунок 5
Структура поступивших в 2018 году запросов на страхование по продуктам
34 %30 %14 %11 %8 %2 %1 %
  • Страхование краткосрочной дебиторской задолжности
  • Страхование кредита покупателю
  • Страхование кредита на пополнение оборотных средств экспортера
  • Страхования кредита поставщика
  • Страхование подтвержденного аккредитива
  • Страхование экспортного факторинга
  • Страхование кредита на финансирование проекта создания экспортноориентированных производств
  • Страхование международного лизинга

В продукте страхования краткосрочной дебиторской задолженности в первую очередь заинтересованы компании, осуществляющие регулярные поставки товаров иностранным контрагентам на условиях отсрочки платежа длительностью до года:

  • российские производители, имеющие большой опыт экспортной деятельности, в том числе через собственные зарубежные торговые дома;
  • международные компании, которые, имея производственные мощности в России, расширяют географию поставок товаров российского производства (среди клиентов Агентства международные производители автомобилей, шин, бытовой техники, и других товаров, локализовавшие производство в Российской Федерации);
  • компании, только начинающие экспортную деятельность.

Услугами по страхованию краткосрочной дебиторской задолженности в 2018 году воспользовались экспортеры из различных отраслей промышленности: металлургической, химической, включая поставку удобрений, сельскохозяйственной, машиностроения.

В прошедшем году продолжился рост спроса на данную страховую услугу со стороны производителей продуктов питания и напитков. Отдельно стоит отметить возросший спрос со стороны экспортеров трубной и метизной продукции, а также продукции лесопромышленного комплекса. География поставок, заявляемых экспортерами в рамках страхования краткосрочной дебиторской задолженности, остается весьма разнообразной. Среди них – страны Европы, Латинской Америки, СНГ, Азии и Африки.

В 2018 году в рамках продукта «Страхование подтвержденных аккредитивов» была проведена работа по обновлению принципов и условий работы в части комплексного страхования подтвержденных аккредитивов, что позволило привлечь к нему интерес более широкого круга клиентов. За прошедший год с запросами в рамках данного продукта обратились практически все основные банки – клиенты Агентства. В результате переработки подходов к работе по продукту в декабре 2018 года были заключены первые договоры комплексного страхования подтвержденных аккредитивов.

Также стоит отметить увеличение интереса со стороны российских банков к продукту «Страхование экспортного факторинга». В течение 2018 года с запросами по данному продукту обратились 5 новых кредитных организаций, с которыми ведется работа по согласованию условий страхования. С действующими страхователями-факторами были заключены договоры страхования на новый календарный год. Также был заключен первый договор страхования экспортного факторинга с АО РОСЭКСИМБАНК.

2.2

Поддержка экспорта малых и средних предприятий

Субъекты малого и среднего предпринимательства играют важнейшую роль в развитии экономики страны. ЭКСАР уделяет большое внимание обеспечению инструментами поддержки экспортеров-МСП.

В конце года Агентство разработало и утвердило новую редакцию программы страхования кредитов банков, осуществляющих кредитование некрупных экспортеров для целей исполнения экспортных контрактов. Кроме этого, в 2018 году было принято решение о расширении продуктовой линейки для субъектов малого и среднего предпринимательства в целях большего охвата экспортеров, нуждающихся в кредитно-страховой поддержке для освоения новых внешних рынков. Основной задачей в рамках данного направления является сохранение сбалансированного подхода при учете интересов сторон с одновременным сохранением прозрачной системы оценки и контроля рисков по таким проектам.

Поддержка экспортно ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса остается приоритетным направлением работы Агентства в 2019 году . Перед Агентством поставлена задача по разработке нового страхового продукта «Портфельное страхование кредитов», основные параметры которого будут намечены вместе с потенциальными банками-страхователями до конца 2019 года.

Ключевым эффектом внедрения нового продукта является полная прозрачность финальных условий получаемого страхового продукта как для страхователя, так и для экспортера и сокращение срока принятия решения о предоставлении страхового покрытия. Данные факты оказывают непосредственное влияние на повышение уровня удовлетворенности банков и экспортеров.