EN
4

Основные финансовые показатели и управление рисками

В мировой практике обязательства экспортно-кредитных агентств обеспечиваются государственными гарантиями и имеют степень надежности на уровне суверенного рейтинга страны.

Обязательства ЭКСАР обеспечены:
  • банковской гарантией Внешэкономбанка на сумму 10 млрд долл. США сроком до 31 декабря 2032 г.
  • новой прямой государственной гарантией Российской Федерации на сумму 20 млрд долл. США сроком до 31 декабря 2042 г.
2342 млн руб.
прибыль по итогам 2018 г. – на 51 % превышает плановый показатель
14 страховых выплат
на общую сумму 780 млн руб., произведено в 2018 году
1621 млн руб.
объем невзысканных суброгационных прав требования

Статус Агентства определяет необходимость высоких требований к его платежеспособности и долгосрочной финансовой устойчивости для своевременного и полного исполнения им своих обязательств.

Агентство выведено из-под действия нормативных правовых актов, регулирующих деятельность страховщиков в России: требования к его платежеспособности, составу и принципам формирования страховых резервов, а также инвестиционной деятельности устанавливаются Советом директоров в соответствии с положениями Правил осуществления деятельности по страхованию и обеспечению экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков.

В мировой практике обязательства экспортно-кредитных агентств обеспечиваются государственными гарантиями и имеют степень надежности на уровне суверенного рейтинга страны. В течение 2018 года обязательства ЭКСАР по договорам страхования и договорам перестрахования обеспечивались банковской гарантией Внешэкономбанка на сумму 10 млрд долл. США сроком до 31 декабря 2032 г. , в обеспечение которой была выдана государственная гарантия Российской Федерации на соответствующую величину. С конца 2018 года обязательства ЭКСАР по договорам страхования, договорам перестрахования, договорам поручительства и независимым гарантиям обеспечиваются новой прямой государственной гарантией Российской Федерации на сумму 20 млрд долл. США сроком до 31 декабря 2042 г., что позволяет дальше наращивать объем поддержки национального экспорта.

Правила осуществления деятельности по страхованию и обеспечению экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков устанавливают максимальный объем обязательств Агентства по заключенным договорам страхования, договорам перестрахования, договорам поручительства и независимым гарантиям в размере суммы, предоставленной в обеспечение обязательств Агентства государственной гарантии.

Состав и методики расчета страховых резервов Агентства сформированы на основе лучших практик страховых компаний с учетом особенностей предлагаемых ЭКСАР страховых решений. Средства страховых резервов инвестируются с применением консервативного подхода и с учетом структуры резервов по валюте и сроку.

Агентство обладает высоким уровнем собственной финансовой устойчивости. Объем доступных финансовых ресурсов в составе собственного капитала и резерва страховых премий превышает величину экономического капитала (на горизонте 10 лет – с 95%-ным уровнем надежности), которая на 1 января 2019 г. составляет 68,3 млрд руб. Оценочная вероятность самостоятельного выполнения всех страховых обязательств на горизонте 10 лет сопоставима с уровнем финансовой устойчивости организаций, обладающих кредитным рейтингом на уровне Baa/BBB в классификации международных рейтинговых агентств.

По итогам 2018 года обеспечена прибыль в размере 2 342 млн рублей, что на 51% превышает плановый показатель. При этом финансовый результат от страховой деятельности соответствует запланированному.

Превышение фактической прибыли над плановой обусловлено в основном экономией по административно-хозяйственным расходам и более высоким доходом от инвестиционной деятельности.

4.1

Урегулирование убытков

В 2018 году увеличилась сумма поступивших уведомлений о реализации страхового риска. Несмотря на урегулирование в течение года части потенциальных убытков, общая сумма активных уведомлений увеличилась. По состоянию на 1 января 2019 г. неурегулированными оставались 5 заявлений о наступлении страхового случая на общую сумму 33 млн руб. и 40 уведомлений о реализации страхового риска на общую сумму 3 365 млн руб. За 2018 год произведено 14 страховых выплат на общую сумму 780 млн руб., объем невзысканных суброгационных прав требования составил 1 621 млн руб.

Рисунок 6
Поступление уведомлений о реализации страхового риска (млн руб.)
3 1186 52460уведомлений88уведомлений
Рисунок 7
Неурегулированные убытки ТОП-10 стран-должников (млн руб.)
3006009001200ЛитваБразилияКолумбияУкраинаВеликобританияМексикаАзербайджанТаджикистанГрузияСША
  • на 01.01.2018
  • на 01.01.2019

На текущий момент в Агентстве накоплен успешный опыт реализации процедур взыскания задолженности. Так, в мае 2017 года Агентством было выплачено страховое возмещения в результате неплатежа эквадорской компанией за поставленные удобрения. Общая сумма выплаченного возмещения составила приблизительно 4 млн долл. США. В результате проведенных с должником переговоров в апреле 2018 года удалось заключить соглашение о реструктуризации, которое предусматривает рассрочку платежа, уплату процентов должником за пользование денежными средствами, а также изменение юрисдикции на российскую. На текущий момент должником погашено около 20% суммы основного долга.

В 2017 году Агентство выплатило страховое возмещение за туркменского должника, который не оплатил поставленное ему оборудование. Несколько раундов переговоров, проведенных с должником с участием российского экспортера, позволили в середине 2018 года получить на счета финансировавшего экспортера банка порядка 97% суммы платежа.

4.2

Правовой риск

Под правовым риском понимается риск возникновения у Агентства убытков вследствие влияния факторов как внутренних (несоблюдение при осуществлении страховой деятельности Агентством законодательства Российской Федерации, а также законодательств иных государств в процессе урегулирования убытков, несоответствие внутренних документов Агентства, регулирующих страховую деятельность, законодательству Российской Федерации, неэффективная организация соответствующей правовой работы, нарушение Агентством условий договоров страхования и пр.), так и внешних (несовершенство правовой системы, невозможность решения отдельных вопросов путем переговоров, нарушения клиентами и контрагентами Агентства условий договоров, применение к Агентству санкций со стороны уполномоченных органов государств инкорпорации контрагентов и пр.).

Отличительным признаком правового риска от иных рисков Агентства является возможность существенно снизить, а иногда избежать появления опасного для Агентства уровня риска при полном соблюдении сторонами применимых законодательных, подзаконных и иных нормативных правовых актов, внутренних нормативных документов и процедур Агентства.

Целью управления правовым риском является поддержание принимаемого на себя Агентством риска на уровне, определенном Агентством в соответствии с собственными стратегическими задачами.

В целях минимизации правового риска Агентство использует следующие основные инструменты:

  • соблюдает установленный в Агентстве порядок по распределению полномочий при принятии решений и совершении операций;
  • обеспечивает наличие и исполнение надлежащих управленческих процедур, обеспечивающих правильность проведения операций;
  • разрабатывает внутренние процедуры и обеспечивает наличие в Агентстве внутренних документов, регламентирующих процедуру заключения/изменения договоров страхования и иных соглашений, а также взаимодействие структурных подразделений Агентства;
  • обеспечивает правомерность заключаемых Агентством договоров страхования (порядок согласования условий договоров страхования до их заключения), осуществление всех необходимых процедур подтверждения правомерности совершаемых Агентством сделок, контроль за наличием необходимых полномочий у подписантов договоров страхования и иных соглашений, осуществление проверок ПОД/ФТ для установления правоспособности клиентов Агентства (в том числе страхователей / выгодоприобретателей) при заключении договоров страхования и иных соглашений;
  • обеспечивает правомерность направляемых страхователям / выгодоприобретателям инструкций в процессе исполнения договоров страхования;
  • при необходимости осуществляет привлечение внешних консультантов по праву иностранных государств, в том числе в процессе урегулирования убытков;
  • разрабатывает типовые формы договоров страхования, а также правила страхования, утверждаемые органами управления Агентства;
  • применяет обязательное согласование проектов всех внутренних нормативных и распорядительных документов, а также проектов решений органов управления Агентства;
  • проводит регулярное повышение квалификации работников и др.
4.3

Кредитный риск

Кредитный риск – риск возникновения у Агентства убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения контрагентом финансовых обязательств по застрахованным контрактам.

Для принятия обоснованного решения о целесообразности проведения операций, несущий кредитный риск с клиентом в процессе анализа используются единые подходы по оценке информации финансового и нефинансового характера о деятельности контрагента.

Важным направлением кредитного риск-менеджмента является мониторинг страхового портфеля, выявление на ранней стадии факторов риска, которые могут повлечь за собой неполное исполнение контрагентом своих обязательств, с целью принятия своевременных мер по минимизации потерь.

На протяжении 2018 года Агентство продолжило дальнейшее развитие систем анализа и оценки кредитных рисков. Так, были усовершенствованы подходы к анализу макроэкономических и страновых рисков, на уровне Агентства в декабре 2018 года была утверждена Методика классификации стран и расчета внутренних страновых лимитов ЭКСАР.

В рамках процесса минимизации/недопущения роста внешних и внутренних факторов кредитного риска в 2018 году Агентством был предпринят ряд мер по совершенствованию методологии и процессов оценки, контроля кредитных рисков:

  • усовершенствованы методики по оценке кредитных рисков юридических лиц (нефинансовых организаций) и финансовых институтов, учитывающие страновой риск контрагента, а также специфику действующей продуктовой линейки ЭКСАР;
  • актуализированы системы внутреннего рейтингования контрагентов, а также процедуры и методы установления и контроля лимитов по операциям, несущим кредитный риск.

В соответствии с растущими государственными приоритетами поддержки экспорта при реализации государственной внешнеэкономической политики, задачами по повышению конкурентоспособности и увеличению объемов несырьевого экспорта российского бизнеса на мировых рынках через формирование комплексного инструментария поддержки экспорта путем предоставления гарантийной, кредитной и страховой поддержки экспорта проведённый в течение 2018 года пересмотр подходов к оценке кредитных рисков позволил обеспечить достаточную степень защиты от комплекса рисков.

В дальнейшем единые процессы и подходы по управлению кредитным риском ЭКСАР будут совершенствоваться в том числе в целях повышения эффективности системы управления рисками в целом при выполнении целей и задач Агентства в качестве государственного института поддержки экспорта.