RU
4

Key financial indicators and risk management

Insert “According to the world practice, the obligations of export credit agencies are secured by state guarantees that meet the country's sovereign rating.”

EXIAR's obligations are secured by:
  • Vnesheconombank's guarantee of $10 billion until 31 December 2032;
  • New direct state guarantee of the Russian Federation of $20 billion until 31 December 2042.
2,342 million rubles
in profit for 2018, 51% more than target value
14 insurance payments
totaling 780 million rubles in 2018
1,621 million rubles
of uncollected subrogation claims

The Agency’s status requires it to meet high requirements for its solvency and long-term financial stability for the timely and full fulfillment of its obligations.

The Agency’s activity is not governed by the legal acts regulating the activities of insurers in Russia. The requirements for its solvency, composition and principles of formation of insurance reserves, as well as investment activities, are established by the Board of Directors in accordance with the provisions of the rules of insurance and securing of export credits and investment against business and political risks.

According to international practice, the obligations of ECAs are secured by state guarantees, which rating corresponds to the country's sovereign rating. In 2018, EXIAR obligations under insurance and reinsurance contracts were secured by Vnesheconombank's guarantee of $10 billion until 31 December 2032, which is secured by the same-amount state guarantee of the Russian Federation. From the end of 2018, EXIAR obligations under insurance and reinsurance contracts, surety contracts and independent guarantees are secured by the new direct state guarantee of the Russian Federation of $20 billion until 31 December 2042. This allows to further increase the volume of support for national exporters.

The rules of insurance and securing of export credits and investment against business and political risks establish the maximum amount of the Agency’s obligations under concluded insurance contracts, reinsurance contracts, surety agreements and independent guarantees equal to the amount that can be covered by the State Guarantee.

The composition and methods for calculating the Agency's insurance reserves are based on the best insurance practices and consider EXIAR’s insurance solutions. The insurance reserves are invested using a conservative approach with due regard to currency and term of reserves.

The Agency’s financial stability is characterized as high. Equity financial resources and insurance premium reserves amounted to 68.3 billion rubles as of 1 January 2019, and exceeded economic capital (10-year horizon, 95% reliability). The estimated probability that the Agency will be able to fulfil independently all its insurance obligations with a 10-year horizon is comparable with the credit ratings of BBB/Baa from the credit rating agencies.

In 2018, the Agency generated a profit of 2,342 million rubles, which is 51% higher than the target indicator. At the same time, the financial result from insurance activities meets the target one.

The excess was caused by a reduction in administrative expenses and higher income from investment activities.

4.1

Claim settlement

In 2018, the Agency received more notifications on insurance risk realization. Despite some potential losses were settled during the year, the total amount of active notifications increased. As of 1 January 2019, 5 applications on loss occurrence for a total of 33 million rubles and 40 notifications on insurance risk realizations for a total of 3,365 million remained unsettled. In 2018, 14 insurance payments were made for a total of 780 million rubles, uncollected subrogation claims amounted to 1,621 million rubles.

Figure 6
Notifications of insurance risk realization (billion rubles)
3,1186,52460notifications88notifications
Figure 7
Unsettled claims with TOP-10 debtor countries (million rubles)
3006009001200LithuaniaBrazilColumbiaUkraineUKMexicoAzerbaijanTajikistanGeorgiaUSA
  • as 01.01.2018
  • as 01.01.2019

To date, the Agency has accumulated successful experience in implementing debt collection procedures. For example, in May 2017, the Agency paid insurance indemnity as a result of non-payment for the fertilizers by the Ecuadorian company. Approximately $4 million of total indemnification was paid. In April 2018, as a result of negotiations held with the debtor, the restructuring agreement was concluded, under which the debtor was going to repay the principal debt in instalments and interest charged being governed by Russian law. At the moment, the debtor has paid off about 20% of the principal.

In 2017, the Agency paid insurance indemnity for a Turkmenia debtor, which had failed to pay for the delivered equipment. In the middle of 2018, following the several rounds of negotiations held with the debtor and the Russian exporter, about 97% of debt payment was collected by exporter’s bank.

4.2

Compliance risk

Compliance risk is a risk of incurring losses by the Agency due to the internal (non-compliance with the legislation of the Russian Federation when carrying out insurance activities by the Agency, as well as the laws of other states in the process of loss settlement, non-compliance of the Agency’s internal documents regulating the insurance activities with the legislation of the Russian Federation, inefficient legal work, violation of the terms of insurance contracts by the Agency, etc.) and external factors (imperfect legal system, impossibility of resolving certain issues through negotiations, violation of the terms of contracts by the Agency’s customers and counterparties, sanctions imposed by the authorized bodies of the counterparties’ countries of incorporation, etc.).

A distinctive feature of compliance risk is that the Agency can significantly reduce, and sometimes avoid, the occurrence of risk by fully complying with applicable legislation, by-laws and other regulatory legal acts, internal regulatory documents and procedures.

The objective of compliance risk management is to maintain the risk assumed by the Agency at a level that complies with the Agency’s strategic objectives.

To minimize compliance risk, the Agency uses the following basic tools:

  • complies with the procedure established by the Agency for the distribution of powers in decision-making and operations;
  • ensures the availability and implementation of appropriate management procedures to ensure the correct performance of operations;
  • develops internal procedures and ensures that the Agency has internal documents regulating the procedure for concluding/amending insurance contracts and other agreements, as well as the interaction of the Agency’s structural units;
  • ensures the legitimacy of insurance contracts concluded by the Agency (insurance contracts prior negotiation procedure before their conclusion), the implementation of all necessary procedures for confirming the legitimacy of transactions concluded by the Agency, monitoring the availability of the necessary powers for the signatories of insurance contracts and other agreements, conducting AML/CFT checks to establish the legal capacity of the Agency’s customers (including insurers/beneficiaries) when concluding insurance contracts and other agreements;
  • ensures the validity of instructions sent to policyholders/beneficiaries in the process of fulfilling the insurance contracts;
  • engages external foreign law consultants, including in the process of claim handling, if necessary;
  • develops standard forms of insurance contracts, as well as insurance rules approved by the management bodies of the Agency;
  • negotiates the drafts of all internal regulatory and administrative documents, as well as the drafts of resolutions to be passed by the Agency’s management bodies;
  • conducts regular training of employees, etc.
4.3

Credit risk

Credit risk is a risk of losses incurred by the Agency as a result of non-fulfillment, untimely or incomplete fulfillment by the counterparty of financial obligations under the insured contracts.

To make an informed decision on the appropriateness of conducting operations that imply credit risk, unified approaches are used to evaluate the financial and non-financial information about a counterparty.

Monitoring the insurance portfolio, identifying early risk factors that can entail incomplete performance by the counterparty of its obligations is an important area of credit risk management, which allows to take timely measures to minimize losses.

In 2018, the Agency continued to develop the credit risk analysis and evaluation systems. The Agency improved the approaches to the analysis of macroeconomic and country risks. In December 2018, the Agency approved the Methodology for the classification of countries and the calculation of EXIAR internal country limits was approved.

In 2018, as part of the process of minimizing/preventing the growth of external and internal factors of credit risk, the Agency took a number of measures to improve the methodology and processes for assessing and controlling credit risk:

  • has improved methods for assessing the credit risk of legal entities (non-financial organizations) and financial institutions, which take into account the counterparty’s country risk, as well as the specifics of the current EXIAR product range;
  • has updated internal counterparty rating systems, as well as procedures and methods for setting and controlling risk-bearing operation limits.

The government priorities for export support in the implementation of the state foreign economic policy and the tasks of increasing competitiveness and improving the volume of Russian non-resource exports through the formation of comprehensive export support tools by providing guarantees, credit and insurance export support, required the approaches to credit risk evaluation to be revised. Such approaches, revised in 2018, allowed to provide a sufficient degree of protection against a set of risks.

В дальнейшем единые процессы и подходы по управлению кредитнIn the future, EXIAR will improve the unified processes and approaches for managing credit risk to increase the overall effectiveness of the risk management system while fulfilling the goals and objectives of the Agency as a state export support institution.

EN
4

Основные финансовые показатели и управление рисками

В мировой практике обязательства экспортно-кредитных агентств обеспечиваются государственными гарантиями и имеют степень надежности на уровне суверенного рейтинга страны.

Обязательства ЭКСАР обеспечены:
  • банковской гарантией Внешэкономбанка на сумму 10 млрд долл. США сроком до 31 декабря 2032 г.
  • новой прямой государственной гарантией Российской Федерации на сумму 20 млрд долл. США сроком до 31 декабря 2042 г.
2342 млн руб.
прибыль по итогам 2018 г. – на 51 % превышает плановый показатель
14 страховых выплат
на общую сумму 780 млн руб., произведено в 2018 году
1621 млн руб.
объем невзысканных суброгационных прав требования

Статус Агентства определяет необходимость высоких требований к его платежеспособности и долгосрочной финансовой устойчивости для своевременного и полного исполнения им своих обязательств.

Агентство выведено из-под действия нормативных правовых актов, регулирующих деятельность страховщиков в России: требования к его платежеспособности, составу и принципам формирования страховых резервов, а также инвестиционной деятельности устанавливаются Советом директоров в соответствии с положениями Правил осуществления деятельности по страхованию и обеспечению экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков.

В мировой практике обязательства экспортно-кредитных агентств обеспечиваются государственными гарантиями и имеют степень надежности на уровне суверенного рейтинга страны. В течение 2018 года обязательства ЭКСАР по договорам страхования и договорам перестрахования обеспечивались банковской гарантией Внешэкономбанка на сумму 10 млрд долл. США сроком до 31 декабря 2032 г. , в обеспечение которой была выдана государственная гарантия Российской Федерации на соответствующую величину. С конца 2018 года обязательства ЭКСАР по договорам страхования, договорам перестрахования, договорам поручительства и независимым гарантиям обеспечиваются новой прямой государственной гарантией Российской Федерации на сумму 20 млрд долл. США сроком до 31 декабря 2042 г., что позволяет дальше наращивать объем поддержки национального экспорта.

Правила осуществления деятельности по страхованию и обеспечению экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков устанавливают максимальный объем обязательств Агентства по заключенным договорам страхования, договорам перестрахования, договорам поручительства и независимым гарантиям в размере суммы, предоставленной в обеспечение обязательств Агентства государственной гарантии.

Состав и методики расчета страховых резервов Агентства сформированы на основе лучших практик страховых компаний с учетом особенностей предлагаемых ЭКСАР страховых решений. Средства страховых резервов инвестируются с применением консервативного подхода и с учетом структуры резервов по валюте и сроку.

Агентство обладает высоким уровнем собственной финансовой устойчивости. Объем доступных финансовых ресурсов в составе собственного капитала и резерва страховых премий превышает величину экономического капитала (на горизонте 10 лет – с 95%-ным уровнем надежности), которая на 1 января 2019 г. составляет 68,3 млрд руб. Оценочная вероятность самостоятельного выполнения всех страховых обязательств на горизонте 10 лет сопоставима с уровнем финансовой устойчивости организаций, обладающих кредитным рейтингом на уровне Baa/BBB в классификации международных рейтинговых агентств.

По итогам 2018 года обеспечена прибыль в размере 2 342 млн рублей, что на 51% превышает плановый показатель. При этом финансовый результат от страховой деятельности соответствует запланированному.

Превышение фактической прибыли над плановой обусловлено в основном экономией по административно-хозяйственным расходам и более высоким доходом от инвестиционной деятельности.

4.1

Урегулирование убытков

В 2018 году увеличилась сумма поступивших уведомлений о реализации страхового риска. Несмотря на урегулирование в течение года части потенциальных убытков, общая сумма активных уведомлений увеличилась. По состоянию на 1 января 2019 г. неурегулированными оставались 5 заявлений о наступлении страхового случая на общую сумму 33 млн руб. и 40 уведомлений о реализации страхового риска на общую сумму 3 365 млн руб. За 2018 год произведено 14 страховых выплат на общую сумму 780 млн руб., объем невзысканных суброгационных прав требования составил 1 621 млн руб.

Рисунок 6
Поступление уведомлений о реализации страхового риска (млн руб.)
3 1186 52460уведомлений88уведомлений
Рисунок 7
Неурегулированные убытки ТОП-10 стран-должников (млн руб.)
3006009001200ЛитваБразилияКолумбияУкраинаВеликобританияМексикаАзербайджанТаджикистанГрузияСША
  • на 01.01.2018
  • на 01.01.2019

На текущий момент в Агентстве накоплен успешный опыт реализации процедур взыскания задолженности. Так, в мае 2017 года Агентством было выплачено страховое возмещения в результате неплатежа эквадорской компанией за поставленные удобрения. Общая сумма выплаченного возмещения составила приблизительно 4 млн долл. США. В результате проведенных с должником переговоров в апреле 2018 года удалось заключить соглашение о реструктуризации, которое предусматривает рассрочку платежа, уплату процентов должником за пользование денежными средствами, а также изменение юрисдикции на российскую. На текущий момент должником погашено около 20% суммы основного долга.

В 2017 году Агентство выплатило страховое возмещение за туркменского должника, который не оплатил поставленное ему оборудование. Несколько раундов переговоров, проведенных с должником с участием российского экспортера, позволили в середине 2018 года получить на счета финансировавшего экспортера банка порядка 97% суммы платежа.

4.2

Правовой риск

Под правовым риском понимается риск возникновения у Агентства убытков вследствие влияния факторов как внутренних (несоблюдение при осуществлении страховой деятельности Агентством законодательства Российской Федерации, а также законодательств иных государств в процессе урегулирования убытков, несоответствие внутренних документов Агентства, регулирующих страховую деятельность, законодательству Российской Федерации, неэффективная организация соответствующей правовой работы, нарушение Агентством условий договоров страхования и пр.), так и внешних (несовершенство правовой системы, невозможность решения отдельных вопросов путем переговоров, нарушения клиентами и контрагентами Агентства условий договоров, применение к Агентству санкций со стороны уполномоченных органов государств инкорпорации контрагентов и пр.).

Отличительным признаком правового риска от иных рисков Агентства является возможность существенно снизить, а иногда избежать появления опасного для Агентства уровня риска при полном соблюдении сторонами применимых законодательных, подзаконных и иных нормативных правовых актов, внутренних нормативных документов и процедур Агентства.

Целью управления правовым риском является поддержание принимаемого на себя Агентством риска на уровне, определенном Агентством в соответствии с собственными стратегическими задачами.

В целях минимизации правового риска Агентство использует следующие основные инструменты:

  • соблюдает установленный в Агентстве порядок по распределению полномочий при принятии решений и совершении операций;
  • обеспечивает наличие и исполнение надлежащих управленческих процедур, обеспечивающих правильность проведения операций;
  • разрабатывает внутренние процедуры и обеспечивает наличие в Агентстве внутренних документов, регламентирующих процедуру заключения/изменения договоров страхования и иных соглашений, а также взаимодействие структурных подразделений Агентства;
  • обеспечивает правомерность заключаемых Агентством договоров страхования (порядок согласования условий договоров страхования до их заключения), осуществление всех необходимых процедур подтверждения правомерности совершаемых Агентством сделок, контроль за наличием необходимых полномочий у подписантов договоров страхования и иных соглашений, осуществление проверок ПОД/ФТ для установления правоспособности клиентов Агентства (в том числе страхователей / выгодоприобретателей) при заключении договоров страхования и иных соглашений;
  • обеспечивает правомерность направляемых страхователям / выгодоприобретателям инструкций в процессе исполнения договоров страхования;
  • при необходимости осуществляет привлечение внешних консультантов по праву иностранных государств, в том числе в процессе урегулирования убытков;
  • разрабатывает типовые формы договоров страхования, а также правила страхования, утверждаемые органами управления Агентства;
  • применяет обязательное согласование проектов всех внутренних нормативных и распорядительных документов, а также проектов решений органов управления Агентства;
  • проводит регулярное повышение квалификации работников и др.
4.3

Кредитный риск

Кредитный риск – риск возникновения у Агентства убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения контрагентом финансовых обязательств по застрахованным контрактам.

Для принятия обоснованного решения о целесообразности проведения операций, несущий кредитный риск с клиентом в процессе анализа используются единые подходы по оценке информации финансового и нефинансового характера о деятельности контрагента.

Важным направлением кредитного риск-менеджмента является мониторинг страхового портфеля, выявление на ранней стадии факторов риска, которые могут повлечь за собой неполное исполнение контрагентом своих обязательств, с целью принятия своевременных мер по минимизации потерь.

На протяжении 2018 года Агентство продолжило дальнейшее развитие систем анализа и оценки кредитных рисков. Так, были усовершенствованы подходы к анализу макроэкономических и страновых рисков, на уровне Агентства в декабре 2018 года была утверждена Методика классификации стран и расчета внутренних страновых лимитов ЭКСАР.

В рамках процесса минимизации/недопущения роста внешних и внутренних факторов кредитного риска в 2018 году Агентством был предпринят ряд мер по совершенствованию методологии и процессов оценки, контроля кредитных рисков:

  • усовершенствованы методики по оценке кредитных рисков юридических лиц (нефинансовых организаций) и финансовых институтов, учитывающие страновой риск контрагента, а также специфику действующей продуктовой линейки ЭКСАР;
  • актуализированы системы внутреннего рейтингования контрагентов, а также процедуры и методы установления и контроля лимитов по операциям, несущим кредитный риск.

В соответствии с растущими государственными приоритетами поддержки экспорта при реализации государственной внешнеэкономической политики, задачами по повышению конкурентоспособности и увеличению объемов несырьевого экспорта российского бизнеса на мировых рынках через формирование комплексного инструментария поддержки экспорта путем предоставления гарантийной, кредитной и страховой поддержки экспорта проведённый в течение 2018 года пересмотр подходов к оценке кредитных рисков позволил обеспечить достаточную степень защиты от комплекса рисков.

В дальнейшем единые процессы и подходы по управлению кредитным риском ЭКСАР будут совершенствоваться в том числе в целях повышения эффективности системы управления рисками в целом при выполнении целей и задач Агентства в качестве государственного института поддержки экспорта.