RU

Introduction

Positive changes in the dynamics of non-resource, non-energy exports in whole and in the indicators of the REC Group (hereinafter “Russian Export Center” or “REC”), which is a key institution for Russian export support, suggest the efficiency of the comprehensive support provided at all stages of export activities, i.e. from consultations and training courses to financing of export contracts.

Three key vectors evidence the above said positive trends:

  • The official statistics demonstrate the increase in non-resource exports (hereinafter the “NRE”). Russian NRE reached its historical maximum in 2018 and exceeded that of 2012. It’s worth noting that the upward trend was observed not only in 2018 but throughout the few recent years as well. This is an important thing as the trade volume growth is a driver of the national economy. Moreover, the volume of support provided by REC as a unified institution grew in 2018: the volume of support increased by 31% as compared to the year of 2017, and the number of the exporters who received support grew by 82%.
  • The second vector demonstrates strengthening positions of Russian exporters in the traditional markets and approaching the new ones. The results were achieved thanks to the efficient organization of business missions and trade shows. At the moment, 9 foreign missions within the REC Group successfully operate abroad, familiarizing foreign business communities with Russian goods.
  • The third vector is about the emerging opportunities for small and medium-sized enterprises (hereinafter the “SMEs”) created thanks to the conscious efforts of the REC Group. SMEs may reckon on financial and non-financial support from the REC Group. This mechanism works well as evidenced by the success of multiple Russian export-oriented businesses. The REC Group is planning to expand support measures provided to SMEs, in particular, by developing a flexible product line and creating the standardized solutions for SME-customers.

The President of the Russian Federation set the task to increase national NRE to $250 billion by 2024. The REC’s goal within the task is to create a single network for export promotion, develop the regional and global networks, increase the number of exporters, making the emphasis on the SME sector, accomplish the task of reducing the administrative barriers, and provide a comprehensive range of available export support services.

Another project is the one-stop-shop service based on the digital platform. The new system will allow serving the exporters’ needs throughout the whole export cycle. First of all, the system will cover interactions between the companies, state authorities and organizations affecting export activities.

EN

Вступление

Позитивные изменения в динамике несырьевого неэнергетического экспорта Российской Федерации в целом и в показателях деятельности Группы РЭЦ (далее также – Российский экспортный центр, РЭЦ) в качестве ключевого института поддержки российского экспорта позволяют говорить об эффективности комплексной поддержки, оказываемой на всех этапах экспортной деятельности – от консультаций и обучающих курсов для начинающих экспортеров до финансовой поддержки в рамках реализации экспортных контрактов.

Можно выделить три основных вектора, отражающих данные тенденции:

  • Официальная статистика демонстрирует позитивные показатели в части объемов несырьевого неэнергетического экспорта (далее – ННЭ). Объем ННЭ Российской Федерации по итогам 2018 года установил свой новый исторический максимум, превзойдя показатель 2012 года. Стоит отметить, что рост наблюдался не только в 2018 году, но и на протяжении нескольких последних лет, что принципиально, так как увеличение товарооборота продукции является драйвером для всей экономики страны. Объем поддержки РЭЦ как единого института в 2018 году также продемонстрировал существенный рост: прирост объема поддержки по сравнению с 2017 годом составил 31%, а количества поддержанных экспортеров – 82%.
  • В рамках второго вектора наблюдается не только усиление позиции российских экспортеров на традиционных для Российской Федерации рынках, но и завоевание новых. Этому способствовали эффективно организованные бизнес-миссии, выставки. Сегодня работает уже 9 зарубежных представительств Группы РЭЦ, которые позволяют знакомить деловое сообщество разных стран с российскими товарами.
  • Третий вектор связан с ростом возможностей для малых и средних предприятий (далее также – МСП) за счет целенаправленной работы Группы РЭЦ в данном направлении. Предприятия МСП могут рассчитывать как на финансовую, так и на нефинансовую поддержку Группы РЭЦ. Данный механизм уже успешно работает, о чем говорят многочисленные истории успеха российского экспортно ориентированного бизнеса. В планах Группы РЭЦ – масштабирование поддержки компаний МСП, в том числе за счет разработки гибкой линейки продуктов, а также создания стандартизированных решений для клиентов-МСП.

Президентом Российской Федерации поставлена задача увеличить объем ННЭ страны до 250 млрд долл. США к 2024 году. Цель Группы РЭЦ в рамках данной задачи – построить единую сеть продвижения экспорта, развить региональную и международную сети, увеличить количество экспортеров, сделав акцент на секторе МСП, завершить работу по снижению административных барьеров и обеспечить полный спектр доступных услуг по поддержке экспорта.

Отдельным проектом является разработка системы одного окна на базе единой цифровой платформы. Новая система позволит комплексно обслуживать экспортеров на протяжении всего экспортного цикла. В первую очередь речь идет о взаимодействии компаний с органами государственной власти и организациями, влияющими на экспортную деятельность.