EN

Вступление

Позитивные изменения в динамике несырьевого неэнергетического экспорта Российской Федерации в целом и в показателях деятельности Группы РЭЦ (далее также – Российский экспортный центр, РЭЦ) в качестве ключевого института поддержки российского экспорта позволяют говорить об эффективности комплексной поддержки, оказываемой на всех этапах экспортной деятельности – от консультаций и обучающих курсов для начинающих экспортеров до финансовой поддержки в рамках реализации экспортных контрактов.

Можно выделить три основных вектора, отражающих данные тенденции:

  • Официальная статистика демонстрирует позитивные показатели в части объемов несырьевого неэнергетического экспорта (далее – ННЭ). Объем ННЭ Российской Федерации по итогам 2018 года установил свой новый исторический максимум, превзойдя показатель 2012 года. Стоит отметить, что рост наблюдался не только в 2018 году, но и на протяжении нескольких последних лет, что принципиально, так как увеличение товарооборота продукции является драйвером для всей экономики страны. Объем поддержки РЭЦ как единого института в 2018 году также продемонстрировал существенный рост: прирост объема поддержки по сравнению с 2017 годом составил 31%, а количества поддержанных экспортеров – 82%.
  • В рамках второго вектора наблюдается не только усиление позиции российских экспортеров на традиционных для Российской Федерации рынках, но и завоевание новых. Этому способствовали эффективно организованные бизнес-миссии, выставки. Сегодня работает уже 9 зарубежных представительств Группы РЭЦ, которые позволяют знакомить деловое сообщество разных стран с российскими товарами.
  • Третий вектор связан с ростом возможностей для малых и средних предприятий (далее также – МСП) за счет целенаправленной работы Группы РЭЦ в данном направлении. Предприятия МСП могут рассчитывать как на финансовую, так и на нефинансовую поддержку Группы РЭЦ. Данный механизм уже успешно работает, о чем говорят многочисленные истории успеха российского экспортно ориентированного бизнеса. В планах Группы РЭЦ – масштабирование поддержки компаний МСП, в том числе за счет разработки гибкой линейки продуктов, а также создания стандартизированных решений для клиентов-МСП.

Президентом Российской Федерации поставлена задача увеличить объем ННЭ страны до 250 млрд долл. США к 2024 году. Цель Группы РЭЦ в рамках данной задачи – построить единую сеть продвижения экспорта, развить региональную и международную сети, увеличить количество экспортеров, сделав акцент на секторе МСП, завершить работу по снижению административных барьеров и обеспечить полный спектр доступных услуг по поддержке экспорта.

Отдельным проектом является разработка системы одного окна на базе единой цифровой платформы. Новая система позволит комплексно обслуживать экспортеров на протяжении всего экспортного цикла. В первую очередь речь идет о взаимодействии компаний с органами государственной власти и организациями, влияющими на экспортную деятельность.